Сегодня, 25 января, исполняется 165 лет со дня события, сделавшего знаменитым одну красивую торжественную мелодию. Мелодию, которую большинство из нас хоть раз в жизни слышат исполняемую в их честь. Это - знаменитый во всем мире "Свадебный марш" Феликса Мендельсона.
Собственно говоря, изначально марш был написан Мендельсоном для пьесы "Сон в летнюю ночь" в 1842 году и, по сюжету комедии, звучал во время свадьбы заколдованной Королевы и Осла. То есть, вычурная торжественность произведения изначально высмеивала пышный обряд бракосочетания.
Прошло 5 лет и этот марш впервые использовали на реальной свадьбе. Под эту мелодию сочетались браком некие Дороти Кэри и Том Дэниэл в крохотном городке Тивертон 2 июня 1847 года, в провинциальной церкви Св. Петра.
Но, увы, этот факт остался совершенно незамеченным общественностью. И только спустя ещё 11 лет произошла та свадьба, которая сделала эту мелодию по настоящему знаменитой на весь мир. И это была по истине королевская свадьба, ведь 25 января 1858 года прошла церемония бракосочетания кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Аделаиды, старшей дочери королевы Виктории.
Они познакомились, когда Виктории было всего 11 лет. Фридриху было уже 19, красавец офицер очень понравился девочке, а его она покорила его своим широким кругозором, несвойственным ребенку. Ну, да в этом не было ничего удивительного, образованием своего первенца, "Викки", как ее называли в семье, занимался сам отец, принц Альберт. Молодые люди стали переписываться.
Через четыре года они снова встретились, принц снова посетил Лондон и убедился, что принцесса Виктория это именно та девушка, которую он хочет видеть своей женой. Он просил её руки у родителей Виктории и те ответили согласием, правда свадьба должна была состояться, когда их дочери исполнится 17 лет.
Помолвка состоялась 17 мая 1856 года, а 25 января 1858 года была сыграна пышная свадьба в капелле Сент-Джеймского дворца в Лондоне. Виктория сама занималась выбором музыкального сопровождения для этого события. Семнадцатилетняя невеста остановилась на двух маршах: первый - под который невесту ведут к алтарю - "Свадебный хор" из оперы Вагнера "Лоэнгрин". Второй - под который супруги выходят из церкви - свадебный марш из симфонической поэмы "Сон в летнюю ночь" Мендельсона. Эти два произведения и сейчас обычно звучат на свадьбах вместе, хотя, по иронии судьбы, эти немецкие композиторы враждовали между собой. Вагнер, уже после смерти Мендельсона, еврея по национальности, в 1852 году опубликовал свою знаменитую антисемитскую статью "Еврейство в музыке", где писал, что его произведение не более как "сладенькое дребезжание без всякой глубины". Ну да ладно, как видим, история их примирила.
За церемонией королевской свадьбы следили все основные информационные агенства того времени, каждая мелочь была освещена в газетах.
И вот, начиная с того знаменательного дня, бравурное и торжественное произведение Мендельсона сразу и, наверное уже, навсегда стало непременным атрибутом большинства свадеб в мире. А законодательницей этой моды стала юная принцесса Викки. Кстати говоря, мать будущего императора Вильгельма II, но это уже совсем другая история.